Правила здорового бизнеса

Правила здорового бизнеса
Фото: личный архив Светланы и Натальи

По статистике 80% компаний закрываются в первые три года своего существования.

Почему так происходит и как не оказаться в их числе? Об этом беседуем сегодня с соосновательницами маркетингового агентства MAEX Наталией Калицевой и Светланой Карачёвой.

В 2023 году количество зарегистрированных в России ИП приблизилось к миллиону – это рекорд! На регистрацию было подано 143 000 новых товарных знаков. Чем объясняется такой бум малого и среднего бизнеса?

Светлана Карачёва: во-первых, это просто: зарегистрировать ИП можно, по сути, по одному документу и за один день. И если раньше оплотом стабильности казалась офисная работа в крупных компаниях, то их массовый уход в 2022 году заставил многих искать альтернативу.

Во-вторых, уход ряда брендов освободил рыночные ниши, которые спешат занять российские предприниматели ¬– отсюда и обилие новых торговых марок.

В-третьих, колоссальная популярность маркетплейсов и иллюзия легкости ведения бизнеса на этих площадках: кажется, что товар нужно лишь отгрузить, а дальше все будет продаваться само – только успевай деньги получать! Разумеется, это вовсе не так.

Фото: личный архив Светланы и Натальи

Статистика неумолима – большинство новых бизнесов не переживут даже первый год. В чем по вашему опыту главная причина?

Наталия Калицева: большая часть причин лежит в плоскости маркетинга: переоценили емкость рынка, не смогли отстроиться от конкурентов, не проработали продуктовую линейку, продаем не тому клиенту, потому что даже не провели анализ целевой аудитории до запуска продукта. Очень часто бизнесы возникают стихийно, по наитию. Есть какая-то крутая идея и кажется – вот сейчас я взорву рынок. Но для реализации каждой идеи должно быть четкое планирование. Многие заходят в бизнес, не сделав элементарных экономических расчётов. У нас и к роли маркетинга относятся достаточно однобоко. Обычно маркетологов приглашают так: у нас уже все есть, просто настройте нам рекламу, чтобы пошли продажи! А на самом деле маркетолог нужен был гораздо раньше – на этапе формирования продукта и предложения. Потому что знание рынка, целевой аудитории и конкурентов – это фундамент построения бизнеса.

А что делать, если предприниматель уже пропустил этот этап и запустил бизнес, что называется, на коленке?

Светлана Карачёва: исправить ситуацию никогда не поздно! Но не стоит ждать сиюминутных результатов: маркетинг – это системная работа вдолгую. Хороший маркетолог не будет обещать золотых гор и универсальных решений. И он не начнет с запуска рекламы, а проведет полную диагностику маркетинговых процессов, после чего разработает индивидуальный план действий именно для вашего бизнеса. В нашем агентстве такая комплексная диагностика называется «Аудит и стратегия маркетинга», и это самая популярная услуга на данный момент. И мы рады, что владельцы бизнесов все чаще задумываются о стратегическом планировании, хотят понимать, где они теряют прибыль, и как наиболее эффективно прийти к результату.

Такая услуга явно актуальна для начинающих предпринимателей, запускающих свой первый продукт. А в чем польза для сложившихся бизнесов?

Наталия Калицева: часто к нам обращаются для выхода на новый уровень или расширения бизнеса. А клиентам, которые находятся у нас на постоянном маркетинговом сопровождении, мы делаем аудит раз в год и по его результатам корректируем стратегию. Ведь за здоровьем бизнеса, как и за здоровьем организма, нужно следить: меняется ситуация на рынке, появляются новые игроки, инструменты, эволюционируют предпочтения и поведение потребителей. И если вовремя реагировать на эти изменения, то бизнес сможет пережить любой кризис.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру