Старость – то, о чем до недавнего времени не было принято говорить, и то, о чем не было принято даже задумываться. Этот период жизни виделся чем-то далеким – тем, что наступит когда-нибудь, но точно не скоро. Однако такой подход на практике показывает себя как в корне неправильный: старость наступает внезапно, и человек оказывается совершенно не готов к встрече с ней.
«Отрицание» старости
Результаты исследований и опросов, которые регулярно проводятся среди россиян, наглядно демонстрируют: наши соотечественники предпочитают «отрицать» старость. По крайней мере, такого подхода придерживается большая часть жителей России. Для них старость – это бедность, физическая немощь, всевозможные лишения. Впрочем, вину за то, что именно так свою старость встречают и проводят многие пожилые люди, россияне, как правило, возлагают на государство – это именно оно не способно платить достойную пенсию и обеспечивать комфортную жизнь в преклонном возрасте.
Старость, что показательно, «отрицают» не только представили молодого поколения – аналогичной позиции придерживаются и те, кто уже достиг средних лет, и даже те, кто вплотную приблизился к пенсионному возрасту. Это проявляется в том, что люди прилагают максимум усилий для того, чтобы сохранить если не молодость, но, как минимум ее внешние атрибуты – это культура потребления, определенная манера одеваться, сохранение трудоспособности. Проявляется это и за счет характерного внутреннего состояния – люди среднего и даже преклонного возраста идентифицируют себя с молодежью, тогда как пожилых попросту стигматизируют.
Нужна ли подготовка
Дмитрий Рогозин, социолог, директор Центра полевых исследований ИНСАП РАНХиГС, считает: именно отсутствие практики подготовки к старости приводит к большей части серьезных проблем, с которыми сегодня сталкиваются пожилые люди. Это чувство одиночества, неспособность справляться с бытовыми вопросами, решать проблемы со здоровьем, преодолевать финансовые трудности.
Однако планирование не только необходимо – оно еще и возможно. Регулярно социологи, деятели науки и профессионалы, глубоко погруженные в проблему старения и помощи пожилым, предлагают методы и инструменты. В их числе – дорожная карта. Она уже используется в разных сферах и направлениях, в бизнесе, в производстве и даже в разработке IT-решений. Почему бы не использовать аналогичную карту и в рамках планирования старости?
Анна Савик, руководитель социальных программ БФ “Жить вместе”
В рамках нашей деятельности мы часто сталкиваемся с проблемой отрицания: к планированию старения оказываются не готовы не только сами пожилые люди, но и их близкие. Даже если пожилые родители или бабушки предпринимают попытки в семье заранее заговорить о возрастных проблемах или особенно о своем уходе из жизни, то в ответ часто слышат от детей “да перестань ты. Тебе еще жить и жить”. И тогда тема табуируется, что приводит к тому самому одиночеству, изолированности и неготовности всех к качественной жизни в пожилом возрасте. О многих аспектах можно подумать заранее и обсудить их с близкими. Например, можно оценить свою квартиру с точки зрения проживания в ней через 10-20 лет: если в 40-50 лет подняться без лифта на 4 или 5й этаж легко, то в будущем это может оказаться препятствием для прогулок и социальной жизни и как следствие, привести к изоляции. Ещё один важный момент - заранее оформить доверенность на своих родных, чтобы они могли представлять интересы пожилого человека в медицинских и социальных учреждения.
Наши социальные координаторы, оказывающие подопечным помощь и сопровождение, нередко сталкиваются с так называемыми “законодательными дырами”. Например: у пожилой женщины началась деменция с периодическими эпизодами потери памяти, и по состоянию здоровья она теперь не может сама дойти до поликлиники на обследование. Дочь женщины предпринимает попытку оформить доверенность, чтобы самостоятельно заполнять и передавать в медучреждение все необходимые заявления. Однако нотариус, услышав диагноз “деменция”, просто отказывает в оформлении доверенности: он не уверен в способности пожилой женщины принимать адекватные решения. Возникает такая вот лакуна, в которой человек остается без помощи. Теперь решить эту ситуацию можно, только лишив маму дееспособности по решению суда и оформив опекунство на дочь. Подобные ситуации возникают достаточно часто - и именно по причине отсутствия планирования старения.
Подобные ситуации возникают достаточно часто именно потому, что нет планирования старения. Хочется привести и положительный пример. На сопровождении социальных координаторов нашего фонда есть семья - пожилая мама и дочь. Они проживают вместе, и у них очень трепетные отношения друг с другом. Это прекрасный пример, как планирование старения позволило семье не прерывать близкую эмоциональную связь между мамой и дочкой и не потерять качество жизни даже в болезни. Когда несколько лет назад дочь поняла, что у мамы начинается деменция, она возобновила ежедневные занятия спортом: пробежка, комплекс отжиманий и подтягиваний. В ответ на наши восхищенные реплики она говорит: “Я же понимала, что болезнь будет прогрессировать, и в будущем мама не сможет сама вставать и передвигаться без помощи. Поэтому я стала заранее готовиться быть для нее опорой, в том числе, и физически”. Многие семьи вынуждены в подобных ситуациях привлекать сиделок или определять своих родителей в стационары.
Важно не бояться заглянуть в будущее, чтобы иметь возможность не него повлиять.
Субъективное благополучие
Если старость должна быть благополучной, то что следует понимать под благополучием? Результаты исследований, которые провел Дмитрий Рогозин, показывают: под благополучием большая часть россиян подразумевает наличие собственного жилья. Поэтому в молодом и в зрелом возрасте, в рамках подготовки к периоду старости, многие задумываются об обеспечении жильем себя, о помощи родителям с приобретением отдельного жилья для них. Важно, чтобы это жилье было приспособлено под нужды старшего поколения, и чтобы даже прилегающая к нему территория соответствовала их потребностям.
Один из векторов изменений в заботе о пожилых – растущая потребность в высококвалифицированных специалистах для надомного ухода. В перспективе большая часть людей старше 65 лет будут нуждаться в долгосрочной поддержке и уходе, при этом проводить годы старости они планируют у себя дома. Такие результаты показали исследования, проведенные в США, однако тенденция, отмечает Дмитрий Рогозин, характерна в том числе и для России. Уже сегодня в нашей стране отмечается рост спроса на услуги сиделок, помощников по хозяйству для пожилых людей. А еще в России появилась тенденция к обращению за помощью к специалистам - тем, у кого есть соответствующий уровень знаний и подготовки, готовым помочь человеку сохранять достойное качество жизни даже в сложных обстоятельствах. В первую очередь, это социальные координаторы.
Кто поможет и помогает
Социальные координаторы – относительно новая для России профессия, но следует отметить, что она появилась очень вовремя. Она востребована, популярна, с каждым годом все большее количество людей в разных регионах страны ее осваивают и приобретают. В основном, это люди, уже сделавшие свой выбор – волонтеры с опытом, сотрудники благотворительных фондов, социальных служб.
Анна Савик, руководитель социальных программ БФ “Жить вместе”:
То, чем занимаются социальные координаторы, можно охарактеризовать как «умная помощь» - эта помощь комплексная, у нее есть стратегия, и она направлена на поиск оптимальных решений для конкретной ситуации, в которой оказался отдельно взятый человек. С учетом его ситуации и потребностей привлекаются нужные ресурсы, которые, в зависимости от обстоятельств, могут быть и медицинскими, и волонтерскими, и социальными.
Найти сиделку, обеспечить пожилого маломобильного человека средствами гигиены и продуктами, оборудовать квартиру поручнями, оформить предоставление бесплатной прогулочной коляски от Центра соцобслуживания, добиться установки в подъезде пандуса – социальный координатор может организовать это, и многое другое.
Знакомство с потребностями подопечных он всегда начинает с их изучения, с определения, как и чем нужно помочь. Социальный координатор, кроме всего прочего, поможет справиться с бюрократическими тонкостями и представить интересы своего подопечного при оформлении для него положенных пособий, льгот, материальной помощи. Одна из основных квалификаций представителей этой профессии – умение увидеть и понять не только проблемы, но и самого человека. Ведь часто случается так, что реальные нужды пожилого человека относятся не только к его физиологическим потребностям.
Важные шаги к планированию
Возможность уже сейчас и в перспективе пользоваться услугами социальных координаторов, равно как и само по себе появление такой профессии в России в принципе – это, без преувеличения, прорыв. И это первый шаг к реализации на практике дорожной карты старения, по которой каждый из нас, вне зависимости от возраста, сможет готовиться к своим золотым годам и встречать их достойно и благополучно.
Уверенность в том, что даже в старости будет на кого положиться, будет кого попросить о помощи, сама по себе дорогого стоит. И если стареющий человек будет знать, что при необходимости он всегда может воспользоваться услугами социального координатора, он будет приближаться к своему золотому периоду без страха, без сомнений и тем более без «отрицания».